Форум=Дислокация=: Мурманск-Кильдин-Лиинахамари, День 5-Й - Форум=Дислокация=

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Мурманск-Кильдин-Лиинахамари, День 5-Й

#1 Пользователь офлайн   Dmitry Taran 

  • Организатор
  • PipPipPip
  • Перейти к галерее
  • Группа: ORG
  • Сообщений: 1 098
  • Регистрация: 15 Февраль 11

Отправлено 26 Февраль 2011 - 18:41

Несмотря на состоявшееся вчера вечером, за ужином, «знакомство» с капитаном нашей яхты «Катарина» Сергеем, сегодня все бодренько собрались и на яхту загрузились почти по графику.
Небольшой сюрприз правда ждал нас на причале при погрузке на «Катарину». Дело в том, что на Баренцевом море случаются весьма серьёзные приливы и отливы. Вчера был прилив, и мы быстреноко покидали на «Катарину» наши чувалы (при том, что яхта стояла третьим бортом – т.е. нам пришлось пройти по двум пришвартованым один за другим рыболовным ботам). А сегодня причал оказался на уровне трубы ближайшего к нам пришвартованого «рыбачка» :) А до воды было метров пять. Была бы пришвартована «Катарина» непосредственно у причалу – мы бы на неё наверное и не попали. А так – перелезли на верхнюю палубу «рыбачка», потом спустились на палубу и потом попали на «Катарину».

Изображение

Это ещё ничего…. В Мурманске, в крупнейшем в мире порту за Полярным кругом , нет причала, к которому могла бы швартоваться деревянная яхта !

Цель нашего морского путешествия – остров Кильдин.
Остров расположен в Баренцевом море восточнее входа в Кольский залив. Длина острова 17,6 км, ширина до 7 км. Расстояние до материка в самой узкой части – около 900 метров.
Из-за своего крайне выгодного расположения остров Кильдин был назван «Гранитный крейссер Кильдин». В середине 30-х годов с острова были выселены все немногочисленные жители и с тех пор остров посещали только военные.
Во времена расцвета «непотопляемого крейссера» гарнизон острова составлял более тысячи человек. Здесь был военный аэродром, который мог принимать тяжёлые транспортные самолёты. Была танковая часть (для защиты от морской пехоты противника). Ну и собственно ради чего это всё строилось – береговая батарея 170-мм корабельных орудий. Справедливости ради надо сказать, что кроме военных частей на острове ещё был лагерь с заключёнными, которые всё это великолепие строили (мы ехали по дороге построеной теми «зеками» - она до сих пор в таком-же состоянии как брусчатка на Красной Площади).
Кроме военной истории остров Кильдин знаменит озером Могильное, названым так в честь английсских военных моряков, которые в 17-м веке скинули в это озеро всех убитых ими жителей острова, которых они встретили неподалёку. Но знаменитость озеро получило не из-за этого. Озеро Могильное занесено во все Красные книги какие только есть из-за того, что вода озера содержит несколько чётко выраженых слоёв, которые никогда между собой не перемешиваются. В озере есть слой солёной воды, где живут медузы (что вообще0т одля озера крайне незарактерно), есть слой пресной воды – там живёт кильдинская треска (к-рая не встерчается больше ни в одном водоёме в мире), есть слой, насыщеный сероводородом (в нём вообще никто не живёт).

А тем временем мы уже покинули бухту Териберскую и впереди – часов пять-шесть ходу до острова. Справедливо полагая, что силы мне ещё сегодня понадобятся, отправляюсь спать в одну из кают «Катарины».
А ребята тем временем развлекаются рыбной ловлей. Чтобы ловить рыбу в Баренцевом море достаточно иметь леску и крючки. Наживка не нужна. Чем больше крючков – тем больше можно поймать рыбы. Если есть ещё и удочка – то успех гарантирован. И ещё важно вовремя успеть выдернуть удочку с пойманой рыбой – пока её не утащил «улов».



Стандартная рыбацкая «мыльница» заполнилась меньше чем за пол-часа.

На острове Кильдин прежде было два «населённых пункта» - Западный Кильдин и Восточный Кильдин. Рядом с населёнными пнктами были причалы, которые теперь разрушены и пристать к ним нельзя. Единственное место для швартовки «Катарины» – «плавучий якорь» в бухте Могильная (рядом с одноимённым озером). Там мы и высаживаемся. Нас уже встречает командир расположеной на кильдине воинской части. Трафик тут небольшой, да и с капитаном они давно знакомы. Потому встерча радушная !
Командир удивлён, что мы собираемся жить на берегу в палатках ! «Тут, - говорит, -прошлой зимой к нам по льду медвежонок переплыл сдуру. Теперь по острову шарится ! Сожрал всю живность на острове, все ягоды-грибы пожрал, вырос – размером с «Жигули», «бабы» у него второй год нету, ходит злой-голодный ! Как-же вы, - говорит, - в палатке ? Нельзя ! Опасно….. Тут до вас геологи какие-то были. Прибежали ко мне ! Просят от медведя защитить ! А у меня из оружия - один ПМ. От медведя не спасёт. Можно только застрелиться !»

Но всё, что касается медведа нас сейчас несильно интересует.
Ведь как нельзя близко сейчас основная цель нашего путешествия (не только на Кильдин, а, можно сказать, в-основном из-за этого и поехали на Кольский в этом году) – расположеная на Кильдине батарея крылатых ракет. Брошеная за ненадобностью около десяти лет назад.
В СССР для защиты баз атомного подводного флота было построено два стационарных ракетных комплекса, вооружённых противокорабельными крылатыми ракетами. Один – довольно хорошо известный «объект» А-100 недалеко от Балаклавы в Крыму. Второй – мало кому известный аналогичный объект А-101 на острове Кильдин.
Подобные крылатые ракеты в мобильном варианте (на шасси четырёхосного БАЗа) дислоцировались много где в СССР, но стационарных комплексов было только два.
Первый в мире подземный ракетный комплекс берегового базирования начали строить между мысом Айя и Балаклавой в конце 50-хх годов. В то время «объект 100» был вооружён крылатыми ракетами, обеспечивающими дальность стрельбы до 100км. В конце 60-хх годов комплекс был модернизирован. Ракеты комплекса получили дальность до 300км и способность нести янерные заряды. Советский боевик «Одиночное плавание», эдакий ответ СССР на «Рембо-2» был частично снят на секретном объекте А-100 в той части, где советские солдаты уничтожают американскую секретную ракетную базу.
В 1996 году обьект А-100 был передан Вооружённым Силам Украины. Сейчас ракетная база в горе тольностью уничтожена черметчиками и на месте некогда секретного объекта, с передовой техникой остались только штольни в горах Крыма.

Второй такой-же ракетный комплекс ждал нас на острове Кильдин. Отличие от Крымского было только в том, что под него не «вырубали» штольни в горном массиве, а заливали бетоном имеющиеся расщелины в горных породах острова. Две сдвоенные батареи встретили нас практически в первозданном виде.
Суровая природа и время конечно внесли свои коррективы и подземные коридоры с рельсами для транспортировочных тележек напоминали декорации к фильму «Чужие» - с потолка капала вода и свисали куски кабелей и троссов.

Изображение

Зато вся конструкция пускового комплекса осталась на месте. И подъёмные пусковые контейнеры с гидроприводами, выдвигавшие из недр шахты на поверхность многотонную конструкцию на время старта демонстрировали нам былое могущество и технические возможности несуществующей больше страны.

Изображение

Вот так выглядит "снаружи" крышка, под которой я стою :

Изображение

Перед пуском крышка сдвигается. Пусковые контейнеры поднмаются из шахты и ракеты стартуют.....

А на складской площадке хранились аккуратно упакованые в транспортные контейнеры твёрдотопливные разгонные блоки-ускорители, которые включались сразу после пуска ракеты и через несколько секунд «отстреливались»

Изображение

и сама ракета П-35Б на транспортировочной тележке (без боевой части, конечно).

Изображение

При осмотре КП батареи меня очень удивили вычислительные машины стрельбового комплекса !.Они до сих пор там стоят ! (вернее лежат – часть шкафов повалена зачм-то).
Помните был такой прибор – арифмометр «Феликс». Это ещё до появления электронных калькуляторов, во времена логарифмических линеек. Вот по такому-же принципу работал счётно-решающий комплекс баратеи ! Несколько десятков повторяющихся блоков с множеством шестерёнок !

Изображение

Выглядит немного забавно, но зато какая защищённость от электро-магнитного импульса при ядерном взрыве ! Кремниевым компьютерам такое и не снилось ! Кстати, точно такие-же вычислительные блоки мы видели на дизельных подводных лодках – они там служат для управления торпедной стрельбой и, наверное, до сих пор эксплуатируются. Но об этом чуть позже….

Здесь, как и на ракетных шахтах Р-14 можно бродить неделю !
Но у нас всего два дня НА ВСЁ. Потому сворачиваем осмотр и двигаемся дальше…..
Есть мнение, что на Кильдине было две такие батареи. Но я это мнение не разделяю, а из-за недостатка времени искать вторую мы не стали….

Дальше наш путь лежит на берег Баренцева моря. Там ещё перед войной были установлено две башни со сдвоенными 170-мм корабельными орудиями. До батареи нам идти 3…4 километра пешком. Держим курс на «крокодила» (мачту с антеной) дивизиона ПВО С-300 (такие до сих пор несут боевое дежурство по всей стране).
А вокруг – отличная погода ! Солнце, ветра почти нет ! Идём в футболках и радуемся жизни !
Вот только при пешем путешествии оказывается приходится обращать внимание на такие вещи, которые передвигаясь на машине выглядят совсем безобидно. Например небольшой бродик длиной метров 15…. По колено, не больше ! Дно каменистое. Проблем никаких, казалось бы…. Но обувь мочить никому не хочется. Разуваться тоже….
Берём несколько сенд-траков (они тут разбросаны, наверное, по всему острову), идём выше по ручью, строим переправу :)

На пол-пути у нас брошеный гарнизон – военный городок Западный Кильдин. Мы идём мимо домов, которые построили здесь в середине 30-хх годов. Вот она – ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ нашей страны ! Вокруг нас. Почти в оригинале ! Пожарная часть с остатками автомобилей. Огромный, с колоннами, «дом офицеров», казарма с провалившейся крышей, дизеля автономного энергоснабжения (высотой с человеческий рост),

Изображение

боевая машина пехоты на гусеничном ходу (образца 50-хх годов), плавающий транспортёр.
До «крокодила» С-300 уже совсем близко, а тем временем начинает темнеть и спускается туман. Дома военного городка уже почти не видны в тумане – почти как в фильме ужасов. Мы вспоминаем про медведа (про которого нам рассказывали).
А батарея, куда мы направляемся располождена на сопке. Там нет тумана и мы ускоряем шаг.
Позиция С-300 брошена военными. «Секретная аппаратура» вывезена. Осталась только выдвижная мачта с кабиной-антеной.

Изображение

Быстренько смортим и отправляемся к орудийным башням.

Снаружи – это обычная (размером с небольшой дачный домик) башня с торчащими из неё орудиями. Как говорят – точно такие-же устанавливаются на военные линейные корабли.

Изображение

Но снизу – это целый подземный город ! Пять уровней вниз. Три из них – собственно орудие с системой поворота, наведения и заряжания. А ещё ниже системы энергоснабжения и жилые помещения для личного состава. До второй башни – метров пятьсот. Между ними – подземные коридоры (частично затопленые).
Мы с трудом протискиваемся сквозь люки по лестницам в башне задевая за ручки управления и пачкаясь консервирующей смазкой, которой здесь покрыты даже отполированые металлические таблички с не совсем понятными словами. Стараемся не заблудиться. Наверное также себя должен чувствовать муравей, путешествующий по внутренностям будильника.
Конструкция башен поарзила меня едва-ли не больше, чем батарея крылатых ракет !
Вот подробный отчёт одного из участников нашего путешествия о посещении береговой батареи http://shmurzik.net/modules.php?name=News&...cle&sid=107

Здесь бы тоже на целый день можно растянуть осмотрэтих военных «достопримечательностей». Представить каково тут было военным морякам нести боевое дежурство в этих казематах. Пробежаться «на время» по тревоге из комнаты отдыха личного состава до места наводчика оператора в башне. Вообразить, что происходило в башне во время выстрела…. Но уже стемнело. Нам уже надо отправляться на борт «Катарины». Мы едем «на броне» по «нижней дороге» острова…. Через военный аэродром – это несколько километров, выложеных сенд-траками…. Мимо арсенала «Гранитного крейсера Кильдин»…..Мимо бывшего лагеря, где жили заключённые, которые всё здесь построили…. Мимо валяющейся на обочине у дороги крылатой ракеты П-35Б…. (Неужели «упала с грузовика при перевозке» ? сколько она стоит – страшно даже себе представить ! Даже если пересчитать на стоимость содержащихся в ней цветных металлов. А как готовое изделие ? А тут вот, валяется у дороги как порваная покрышка от «газона»……)
День у нас сегодня выдался очень насыщеный ! Впечатлений хватило-бы не на одну неделю ! Но завтра у нас «нырялки», так что расслабляться ещё рано….

Продолжение последует….
С наилучшими пожеланиями,


Водители полноприводных автомобилей, оборудованных колёсами размером более 31'' могут отступать от требований законов физики в случае крайней необходимости.

Поделиться темой:


Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей