Форум=Дислокация=: Мурманск-Кильдин-Лиинахамари, День-4-Й - Форум=Дислокация=

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Мурманск-Кильдин-Лиинахамари, День-4-Й

#1 Пользователь офлайн   Dmitry Taran 

  • Организатор
  • PipPipPip
  • Перейти к галерее
  • Группа: ORG
  • Сообщений: 1 098
  • Регистрация: 15 Февраль 11

Отправлено 26 Февраль 2011 - 18:42

Погода в Мурманске продолжает нас нерадовать. Пасмутно, мелкий дождик…..
Неспешно собираемся и отправляемся из «гостишки» каждый экипаж – по своим делам.
Ребята на Паджере – чинить генератор, мы на L200 – за пропусками в погранзону.
В этом году сняли ограничение для туристов на посещение полуостровов Средний и Рыбачий. Туда теперь можно попасть предъявив просто Российский паспорт на КПП в Титовке. Но мы-то – серьёзные люди ! Наш маршрут не ограничивается Рыбачьим. Поэтому, чтобы посмотреть всё интересное, что мы запланировали, нам пропуска понадобятся. Пропуска теперь выдаются не в «управлении» как раньше, а на улице Туристов, на задворках стоящей в городе погранчасти, в помещении «офицерской гостиницы» :) Поиски и получение пропусков заняли больше времени, чем год назад. Но спешить нам, к сожалению, ещё некуда – ремонт генератора в самом разгаре. Получаем пропуска и едем в мастерскую к нашим коллегам на Паджере.
В середине дня генератор починен и мы отправляемся досматривать городок ракетчиков…

Я прежде уже несколько раз бывал на площадках с ШПУ. Осматривали мы и старты предыдущей системы – Р-12 (с четырьмя стартами). Но снова не могу себе отказать в удовольствии залезть в это выдающееся сооружение !
Место, где мы сейчас находимся может по праву считаться точкой сосредоточения усилий всей огромной страны, результатом, венцом этих усилий. И конструкторско-технологических, и финансовых, и людских….. А ещё это место отличалось особым режимом секретности. Даже люди, которые служили здесь двадцать-тридцать лет назад, не видели всего того, что сейчас смотрим мы. Их не пускали дальше своего небольшого участка – от одного ряда колючей проволоки до другого. А нам удалось «просто так» проехать сюда, залезть, всё осмотреть. По-моему это и называется «прикоснуться к истории»….

Изображение
(За нами - крышка в 30-метровую шахту под которой было установлено "изделие").

Площадка на 90% очищена от металла местными металлистами. Цветмет выбран подчистую ! Иногда попадаются залитые в бетонную опалубку обрезки труб, нетронутых коррозией со стенками в палец толщиной и с оплавлеными газорезкой краями. Поражают наповал валяющиеся в потернах, в лужах и сырости годами болты и гайки до сих пор не ржавые. Это – просто крепёж, которым были привинчены компрессоры вентиляции, лебёдки, какие-то силовые элементы конструкции стартового комплекса. Т.е. это не относится к собственно ракете ! Это для нужд стройбата раньше в стране был такой металл ! Невольно вспоминается из чего сейчас делают шестерёнки в УАЗках….
Кроме металла начинают потихоньку разбират даже бетонные конструкции и кирпич из которых собран стартовый комплекс. Качество и того и другого – соответствующее ! Кирпич не крошится ! Поэтому по периметру оголовка ШПУ экскаватором вырыта траншея на нескольк метров глубиной и мы можем видеть как строили это сооружение.

Изображение

Кирпичная кладка заливалась гудроном и потом клался ещё один слой кирпича (для защиты гидроизоляции от механических повреждений). Видимо потому одна шахта до сих пор полностью сухая. Так-же разрыты и взломаны хранилища с топливом и окислителем. От хранилищ объёмом с две железнодорожные цистерны каждое остались только залы с опорами фундамента. Сами цистерны порезали и сдали в металлолом. Интересно, как дела со здоровьем сейчас у сварщиков, которые резали те баки ?

Не менее интересен жилой городок. Но здесь интерес немного другой. Когда мы путешествовали по подземным потернам и оголовкам ШПУ на первый план выступала техника. В городке начинаешь понимать, что одной техники мало. Нужны ещё и люди. Без них – никак ! Кроме того, гуляя по городку можно узнать много всего интересного про историю РВСН. Вот в солдатской столовой на стене – поздравление с «новым» 1998-м годом и Дед Мороз на оленях (навреное из Лапландии – тут это совсем рядом, ближе чем Великий Устюг :) ).

Изображение

Значит в 1998-м году здесь в полную силу была жизнь. А ведь мы знаем, что последние Р-14 были ликвидированы по договору о Ракетах Средней и Малой Дальности в середине 80-х гг. Чем же здесь занимались люди без малого двадцать лет после вывоза «изделий» ? Или «изделия» особо и не вывозили (ШПУ-то стоят целые, не взорваные) ? Или вывезли, но пусковые компексы решили сохранить («на всякий случай» ;) ) ? Из документов, оставшихся на полу в здании штаба мы узнаём, что в последние годы существования части командир был в чине майора. Не сильно-ли маленькое звание для командира полка ? Видимо «полк» был уже только для проформы…. Или это командир одной из частей полка был майором…..
А вот штатное расписание части (видимо во времена её расцвета) – в-основном офицеры. Солдат срочной службы – один взвод.
А вот приказ о погрузке части в железнодорожные вагоны (командует погрузкой старший лейтенант) и отбытии под Псков. На этом можно считать существование полка РВСН в посёлке Тайбола под Мурманском законченым.

Эти «трофейные документы» мы читаем уже сидя в машине. Наше путешествие всё ещё только начинается. Мы уже столько всего видели, но самое интересное ещё только впереди ! А путь наш лежит дальше, в рыбацкий посёлок Териберка, около сотни километров от Мурманска.
Посёлку Териберка уже несколько сотен лет. Основали его то-ли викинги, то-ли варяги, но в 16-м веке здесь уже был маяк, церковь и несколько сотен жителей. А наибольшая движуха здесь началась в послевоенные годы – здесь тогда стояла рыболовецкая флотилия. Остовы тех кораблей мы видим в большом количестве сейчас по берегу бухты. Корабли деревянные, наполовину сгнившие. Они сейчас похожи на скелеты морских чудовищ – с рёбрами-шпангоутами, покрытыми водорослями и ракушками.

Изображение

В огромной бухте с остатками причалов и сухих доков сейчас стоит парочка рыболовецких кораблей и два десятка моторных лодок. Здесь-же ожидает нас яхта «Катарина». «Катарина» – это парусно-моторное судно с каютами на 6 человек, приспособленое для небольших морских путешествий. С капитаном яхты Сергеем курицыным мы списались ещё в феврале и договорились, что в те места, связаные с военной историей этого края, куда нельзя добраться по суше он нас отвезёт на «Катарине». Кроме того, что на яхте можно вполне комфортно расположиться, половить рыбу и побухать в пути она (яхта) оборудована для дайвинга, а капитан Сергей - дайв-мастер. Потому в планы поездки у нас включены нырялки и мы везём с собой пол-кузова водолазной снаряги.

Нас уже встречают. Ворота на территорию рыбокомбината нам открывает приветливая крашеная блондинка неопределённого возраста и наш сопровождающий (по всему видать – уважаемый здесь человек) расселяет нас в комфортабельное общежитие для рыбаков и моряков :)
Удивительно, но при общей разрухе и запустении фабрика работает. Что характерно – не воняет рыбой ! Как оказывается, это потому, что рыбы-то тут особо и нет. Несмотря на наличие здесь бухты, порта и рыболовного флота рыбу сюда возят фурами из Мурманска ! :o Связано это со сложностями оформления квот и документов на вылов рыбы. Матросы-рыбаки рассказывают, что вынимают сети и потом больше половину рыбы выбрасывают за борт т.к. квота – всего несколько тонн. И потом стоят на рейде в Мурманске несколько дней пока не оформят пограничники все бумаги и разрешения на разгрузку в порту (бывает уже стухнет всё пока пограничников дождёшься). А про краба вообще чудеса рассказывают ! Сюда им завезли огромного камчатского краба. Этот, сцуко, камчатский краб, т.к. не имеет здесь естественных врагов среди местной фауны, размножился со страшной силой, пожрал всех гребешков, всего морского ежа, половину рыбы сожрал – беда в-общем с ним ! В соседней Норвегии вылов краба вообще не лимитируется. Они его повыловят, а он опять к ним с нашей стороны ползёт. У нас, чтобы получить квоту на краба надо пипец чего совершить ! И денег это стоит столько-же (всмысле пипец сколько). Потому краба здесь ловят только браконьеры….
Сидим мы слушаем и акуеваем (извините за выражение). Видать есть кто-то, кому это всё выгодно. По телевизору нам совсем другое рассказывают :(
В-общем капитан «Катарины» Сергей уже на пути к нам, а у нас тут есть ещё одно маленькое дельце.

Недалеко от посёлка на горе в годы войны стояла небольшая береговая батарея, которая защищала с моря вход в бухту. До той батареи по карте у нас значится дорога и мы едем по посёлку эту дорогу искать. Посёлок в-основном состоит из таких-же домов, как мы только что видели в городке ракетчиков. Отличия только в том, что здесь в окнах есть стёкла и в домах живут люди. Остальное – покосившиеся крыши, серые двери, осыпавшаяся со стен штукатурка – всё в точности такое-же. Единственное двухэтажное здание, обшитое сайдингом – как ни странно школа + детский садик, а не офис местной администрации. Спрашиваем у местного жителя про дорогу к орудиям. Дорога, говорит есть, но туда вообще-то фиг проедешь. И выходит из сарая, чтобы показать рукой где начинается та дорога. Потом глядит на наши машины и говрит – А вы пожалуй что и проедете ! Ободрённые такой перспективой мы отправляемся в указаном рукой направлении. Перед нами совсем недавно по этой дороге прошло что-то тяжёлое – то-ли КамАЗ полноприводный, то-ли Урал. Объезжаем крупные камни, разбросаные по тундре и движемся к сопке. В том месте, где начинается резкий подъём вверх дорога вымощена морским камнем. Я упираюсь передними колёсами в эту отмостку, не могу въехать и задними закапываюсь в грунт. Оказывается я ещё не включил полный привод :)
Включаю, пробую ещё раз – и слышу спереди, из-под капота «пулемётную очередь» ! :o Отпускаю газ – всё стихает…. Выхожу расстроеный из машины – и слышу этот звук снова ! И понимаю, что это не у меня из под капота ! И что это действительно – пулемётная очередь :D Ну, чтож – перспективненько ! Забираемся на сопку и видим внизу лагерь ! С десяток палаток – и такие-же как наши, «понтовые», и настоящие «армейские». Между палаток стоят и тот КамАЗ следы которого я видел, и Урал. У большой палатки – овчарка на привязи. Рядом – на костре дымится чан с едой. Чуть поодаль – работает бензогенератор. В-общем, люди серьёзные. У Урала – номера погранцов, у КамАЗа – гражданские.

Изображение

К нам навстречу уже спешат несколько человек. Главный (в МВД-шном камуфляже, по «замазкам» – не ниже подполковника, с набедренной кабурой от «стечкина») вежливо объясняет, что дальше нам нельзя. У них тут учения с использованием боевого оружия. И в подтверждение его слов – разрывы шумовых гранат (а может и не просто шумовых) и короткие автоматные очереди. Завтра по-полудни уже уедем, говорит – тогда и приезжайте !
А буквално в десяти метрах от их лагеря – совершенно удивительное зрелище ! Среди ярко-красных скал течёт ручей и с высоты 15…20 метров падает прямо на берег Баренцева моря ! (ну честное слово, не хуже береговой батареи вид :D ). Я прошу разрешения полюбоваться водопадом. «Подполковник» не возражает, но просит, чтобы далеко не ходили – за перевалом уже стреляют. Все в лагере заняты своим делом, на нас никто уже не обращает внимания.

Изображение

Мы смотрим водопад и поворачиваем назад на Териберку. Береговую батарею решаем осмотреть потом.
На пол-пути до посёлка выезжаем на берег Баренцева моря, чтобы немного перекусить и «осмотреть» пару рюмок «достопримечательностей» из пластиковой 5-литровой фляги (мы заранее перелили, чтобы стекло не побилось в кузове). Та часть берега, что не закрыта скалами затянута колючей проволокой. По той сопке, где мы только что были ползают «зелёные человечки» (мы наблюдаем за ними в бинокль), они обстреливают «пляж» из гранатомётов – мы слышим грохот и на берегу видны «кучки дыма». А с другой стороны – небольшие озёра среди камней, как зеркало и какие-то цветы.

Изображение

Возвращаемся в «гостишку» рыбокомбината. Приветливая крашеная блондинка неопределённого возраста, открывающая нам ворота, уже еле-еле стоит на ногах. Сгружаем наш шмурдяк из машин на яхту. Завтра в 6-00 отходоим на Кильдин……….

Изображение

Продолжение последует…..
С наилучшими пожеланиями,


Водители полноприводных автомобилей, оборудованных колёсами размером более 31'' могут отступать от требований законов физики в случае крайней необходимости.

Поделиться темой:


Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

2 человек читают эту тему
0 пользователей, 2 гостей, 0 скрытых пользователей