Форум=Дислокация=: Казахстан: "Москва-Байконур" - Форум=Дислокация=

Перейти к содержимому

  • 4 Страниц +
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Казахстан: "Москва-Байконур"

#41 Пользователь офлайн   Dmitry Taran 

  • Организатор
  • PipPipPip
  • Перейти к галерее
  • Группа: ORG
  • Сообщений: 1 098
  • Регистрация: 15 Февраль 11

Отправлено 03 Май 2011 - 10:51

Следующее место, которое мы посетили - так называемый "нулевой квартал", где располагается историческое место, в котором было озвучено решение о том, что первым полетит Гагарин. Происходило это за столом (говорят, что с чаем), накрытым в деревянной "беседке" на берегу Сыр-Дарьи.
Изображение

Из беседки открывается отличный вид на реку и казахскую степь, с берега дует свежий ветер, от солнца защищает крыша беседки… Если бы не колючая проволока в два ряда (старого образца, видимо помнит ещё Гагарина :) ), натянутая между беседкой и берегом, то можно было бы представить, что мы находимся на курорте. Беседка находится на территории последней действующей на Байконуре ВЧ. Здесь осталось около 200 человек военнослужащих космических войск. Остальные или "сняли погоны" (и продолжают заниматься тем-же, чем занимались и в погонах), или переведены в Плесецк.
Нулевой квартал долгое время оставался наиболее фешенебельным местом Байконура. Здесь останавливались Брежнев, Хрущёв, Де-Голь. Дома здесь с кондиционерами (уже тогда были, оказывается кондиционеры в домах :) ). Здесь уже тогда были асфальтированные тротуарчики и росли деревья, чтобы создавать тень для высокопоставленных особ.
У ворот нас встречает дневальный в чине подполковника. Проход к беседке по территории действующей ВЧ.
Изображение

Но нам можно - Николаич уже звонил и договорился.
200 человек военных занимаются здесь тем, что складывают и отправляют в архивы Генштаба всю документацию, накопившуюся здесь за более чем 50-летнюю историю покорения космоса. Как всё соберут и отправят - так не будет в Байконуре ни одного военного. Будет у нас мирный космос :)

А Леонид рассказывает нам про старые добрые времена…..
Когда приходило на станцию Тюра-Там по 600-800 вагонов со стройматериалами и спецоборудованием ЕЖЕДНЕВНО ! И все их (вагоны) надо было разгрузить сегодня (потому-что завтра придут ещё 800) и развезти по площадкам, чтобы ни на минуту не останавливалось покорение космоса в СССР. Вагоны со спецоборудованием отправлялись прямиком в МИКи. Там почти в стерильных условиях из них аккуратно выгружали разгонные блоки и начинку для головных частей. А остальное прямо там выгружал Леонид со своими солдатами. Вот приходят в ноябре вагоны с битумом. Битум "упакован" в брикеты, которые, пока ехали под палящим солнцем, расплавились, приняли форму внутренностей вагона и прилипли к его стенкам. А сейчас мороз. Битум имеет консистенцию стекла и составляет единое целое с вагоном. Но для космических строителей это не проблема !
Чуть сложнее оказалось выгружать из вагонов гермодвери весом по 20 тонн без крана. Сорок солдат-строителей на тросах вручную вытаскивали двери из вагонов.
Но и это ещё не беда ! Беда началась в начале 90-хх. когда СССР распался и у нас начали образовываться разнообразные самостоятельные государства. Солдаты из бывших братских нам республик не хотели больше служить в "иностранной" армии. Узбеки собирались идти в узбекскую армию, таджики - в таджикскую, чечены - в чеченскую. Начались "солдатские бунты". Солдаты громили и сжигали казармы, отказывались подчиняться офицерам…. Но не смотря ни на что Буран мы всё-таки тогда запустили :)

Следующая достопримечательность Байконура - Центр Подготовки Космонавтов. Сейчас это самая фешенебельная гостиница в городе. ЦПК находится под охраной высокого забора и будки с охранником, управляющим шлакбаумом. Мы недоумеваем, зачем ТАК охранять космонавтов ? От кого ? Или наоборот, надо охранять ОТ космонавтов (вот и значок соответствующий вы уже видели на аватарке Митяя :) ). Но на самом деле дело серьёзное. Готовится два экипажа (основной и запасной). Экипажи мало того, что тренируются, обучаются, готовятся к выполнению каких-то там заданий. Но и снаряжение готовится индивидуально под каждого космонавта. Так что случись чего с космонавтом (схватит какую-нибудь инфекцию или в морду получит от кого-то) - полёт придётся отложить. А это денег стоит !
Кстати, рассказывали нам интересный казус по поводу снаряжения, случившийся в ЦПК при подготовке по программе "Интеркосмос" совместного советско-индийского экипажа.
Все знают, что каждому космонавту при подготовке его к полёту готовят индивидуальный скафандр и кресло, в котором он будет сидеть в спускаемом аппарате. Кроме того, каждому космонавту так-же индивидуально готовят и всё остальное, начиная от его костюма, в котором он будет одет на пресс-конференции перед вылетом и кончая нижним бельём. Согласно этим правилам всем членам советско-индийского экипажа (основного и дублёров) были подготовлены по заранее снятым меткам красивые бело-голубые костюмы с нашивками "Интеркосмос". Но индийские космонавты наотрез отказались одевать бело-голубые костюмы ! Космонавты вообще народ дюже суеверный, а бело-голубой цвет в Индии - это цвет траура. В-общем, пришлось нашим специалистам спешно шить индийцам костюмы по их индийской моде - брюки и куртки из ткани с золотой нитью. Костюмы эти спешно пошили на специальном швейном предприятии в Москве (в Тушино) и прислали на Байконур на примерку. Примерка прошла успешно и костюмы сложили вместе с остальным снаряжением космонавтов в "стерильной комнате" (за герметичными дверями со специальной антибактериальной подготовкой воздуха). Каково же было удивление специалистов в ЦПК, когда на крайней тренировке космонавтов перед вылетом оказалось, что золотые индийские костюмы пропали из этой особо охраняемой стерильной комнаты ! Оба костюма ! Советские бело-голубые костюмы были на месте. По тревоге был поднят весь гарнизон Байконура. Офицеры ФСБ отрабатывали всех людей, кто мог хотя-бы случайно иметь доступ на территорию ЦПК, солдаты обыскивали каждый сантиметр города, где можно было спрятать пропавшие костюмы. Новые золочёные костюмы сделать до вылета уже не успевали, поэтому под угрозой находится запланированный запуск совместного советско-индийского экипажа !
В результате оперативно-розыскных мероприятий выяснилось, что двое солдат из обслуживающего ЦПК персонала разобрав систему вентиляции и воздуховоды проникли в комнату, где хранилось снаряжение готовящегося к старту экипажа и похитили доселе невиданные блестящие наряды. Посылки, уже отправленные солдатами на родину в чечню вернули. В них оказались пропавшие костюмы :)
Так что режим охраны Центра Подготовки Космонавтов на Байконуре совсем нелишний. Потому мы останавливаемся, чтобы не загораживать проезд и наш сопровождающий идёт разговаривать с охраной. Спасибо Николаичу, пропуска на нас у охранника есть. Нас не только готовы пустить, но и открывают шлакбаум для проезда наших машин.
Мы заезжаем на территорию ЦПК и паркуемся на площадке, где обычно стоит автобус ожидающий готовые к полёту экипажи, чтобы доставить их на старт.
Изображение
(за деревьями - корпус ЦПК, в котором живут космонавты)

Нам сейчас предстоит пройти тем-же путем, который проделывают люди перед полётом в космос ! Мы правда идём сейчас навстречу им. Мы-то приехали, а они уезжают….
Но в остальном всё точно так-же.
В жилом корпусе ЦПК нас встречает дежурный администратор и любезно соглашается провести нас по этажам.
С наилучшими пожеланиями,


Водители полноприводных автомобилей, оборудованных колёсами размером более 31'' могут отступать от требований законов физики в случае крайней необходимости.

#42 Пользователь офлайн   Митяй 

  • Свой человек
  • PipPipPip
  • Перейти к галерее
  • Группа: В команде
  • Сообщений: 203
  • Регистрация: 10 Март 11
  • ГородМосква

Отправлено 05 Май 2011 - 22:19

Еще не много картинок, из помещений. :rolleyes:
http://www.dislocati...B8%D0%BA%D0%B8/

#43 Пользователь офлайн   Dmitry Taran 

  • Организатор
  • PipPipPip
  • Перейти к галерее
  • Группа: ORG
  • Сообщений: 1 098
  • Регистрация: 15 Февраль 11

Отправлено 10 Май 2011 - 09:52

Добавляю фотки потихоньку - и в галерею, и в отчёты, написаные ранее.......
Выгружу все фото - буду дальше отчёт писать :)
С наилучшими пожеланиями,


Водители полноприводных автомобилей, оборудованных колёсами размером более 31'' могут отступать от требований законов физики в случае крайней необходимости.

#44 Пользователь офлайн   Митяй 

  • Свой человек
  • PipPipPip
  • Перейти к галерее
  • Группа: В команде
  • Сообщений: 203
  • Регистрация: 10 Март 11
  • ГородМосква

Отправлено 17 Май 2011 - 22:34

Выложил еще немного картинок, на сей раз из музеев и "кузнечик".

#45 Пользователь офлайн   Dmitry Taran 

  • Организатор
  • PipPipPip
  • Перейти к галерее
  • Группа: ORG
  • Сообщений: 1 098
  • Регистрация: 15 Февраль 11

Отправлено 18 Май 2011 - 08:04

Вот, кстати, совершенно уникальная фотография :

Изображение

Обратите внимание, кто слева внизу на фото ?
Правильно ! Ю.А. Гагарин !
А на макет чего он смотрит ? ;)

Первый запуск космического корабля "Колумбия" по проекту "Спейс-Шаттл" состоялся в США в апреле 1981 года,
а это фото сделано явно до апреля 1968 года....
С наилучшими пожеланиями,


Водители полноприводных автомобилей, оборудованных колёсами размером более 31'' могут отступать от требований законов физики в случае крайней необходимости.

#46 Пользователь офлайн   Dmitry Taran 

  • Организатор
  • PipPipPip
  • Перейти к галерее
  • Группа: ORG
  • Сообщений: 1 098
  • Регистрация: 15 Февраль 11

Отправлено 24 Май 2011 - 14:54

Центр Подготовки Космонавтов в Байконуре представляет из себя трёхэтажное здание, формата подмосковного дома отдыха.
Изображение
Но не простого дома отдыха, а "ведомственного". Всё сделано скромно, но качественно. В холлах - удобные диваны и кресла по моде середины 90-х годов, ковры, в рамочках за стеклом - фото экипажей космонавтов с автографами. Готовящиеся к полёту экипажи размещаются на третьем этаже в левом крыле ЦПК.
Изображение
Нам показывают двери номеров с автографами космонавтов. Иностранные космонавты размещаются в первых номерах, вначале коридора. Вот на двери автограф "клоуна" (как его здесь все называют) - первого космического туриста Дениса Тито.
Изображение
Как нам рассказывали, он очень долго и тяжело готовился к полёту. В последний момент, когда всё программа подготовки уже была выполнена и всё снаряжение и корабль готовы к полёту он вдруг понял, в какую авантюру ввязался и заявил, что от полёта отказывается ! Но уже всё оплачено, отказываться поздно. Отменять полёт из-за капризов миллионера суровые русские мужики были категорически не намерены и "клоуна" чуть-ли не насильно затолкали в автобус. Что уж там было в автобусе - мы можем только догадываться, но по прибытию на площадку №1 первый космический турист уже не упирался и был на всё согласен :)
А вот первый японский космонавт, хоть и не сопротивлялся, когда его сажали в спускаемый аппарат, но на орбите находился в совершенно непотребном состоянии в течении всего полёта. Ничего не мог делать из запланированных на земле экспериментов и только облевал весь жилой модуль на космической станции. Но зато первый немецкий космонавт воспринял невесомость совершенно легко и чувствовал себя в полёте отлично ! Но дело здесь не в национальности конечно :) Просто немец подошёл к подготовке к полёту очень ответственно и пол-года перед полётом спал вниз головой. Сначала понемногу наклонял кровать, потом всё больше и больше…. Когда наши врачи поинтересовались, а как-же он все эти пол-года ….ээээ….с женой…., немец ответил, что и жена вместе с ним тоже вниз головой :D
Сложно сказать, было ли это всё на самом деле или это байки, но понятно, что уточнить из официальных источников это вряд-ли удастся…..
Мы спрашивали почему "иностранных" космонавтов селят только в эти номера. Они там какие-то "повышенной комфортности" ? Говорят, что нет ! Такие-же, как и все остальные.
Изображение
В сами номера нас не пустили (видимо боялись, что мы там "натопчем", а им потом убирать), но открыли дверь и позволили заглянуть внутрь. Номер очень аккуратненький, но тесный. Хоть и двухкомнатный - "спальня" и "гостиная". В номере холодильник, хрустальная посуда, занавески тюлевые, полированная мебель….
И везде стерильная чистота ! Причём в процедурном кабинете в больнице тоже, например, стерильно, но после больничной "стерильности" хочется руки помыть. А здесь на полу так-же, как у меня на столе в офисе (или даже чище :) ).
На этом-же этаже в правом крыле размещаются личные врачи космонавтов. Не знаю как сейчас, но прежде к каждому космонавту был приставлен врач, который следил за его состоянием во время всей подготовки к полёту и потом встречал по возвращении. Наверное до сих пор так-же, т.к. комнат для врачей столько-же, сколько и для космонавтов.
На втором этаже ЦПК располагаются "сопровождающие лица". Это и официальные представители делегаций, и члены семей космонавтов - т.е. люди напрямую в процессе подготовки не участвующие.
Спускаемся на первый этаж и нам открывают дверь в конференц-зал.
Изображение
Здесь проходит ритуальный просмотр фильма "Белое солнце пустыни". Здесь-же проходит пресс-конференция с участием экипажей. В конференц-зале два входа. Через основной входим мы. Есть другой вход - прямиком с третьего этажа. Им пользуются космонавты. Они спускаются и попадают в "комнату за стеклом". В эту комнату из конференц-зала попасть нельзя. Но есть дверь из конференц-зала в тот "другой вход". На этой двери висит запрещающая проход туда табличка.
Изображение
Но нам и туда можно ! За это спасибо уже не Николаичу, а администратору ЦПК и сопровождающему нас Леониду. Мы сначала попросили включить свет в "чистой комнате" за стеклом, где располагаются во время пресс-конференции космонавты. А потом нам разрешили туда зайти.
Изображение
Леонид говорит, что туда обычно никого, кроме космонавтов, не пускают. За всё время, сколько он живёт на Байконуре, служит и водит экскурсии он впервые оказался в этой комнате за стеклом !
А сам зал примерно на 50 человек посадочных мест. Недавно отремонтированный, со "свежими" креслами и висящей на стене "плазмой". Видно, что со времени полёта Гагарина здесь разве что стены остались без изменений. Остальное всё - "новострой". Если быть до конца честным, то первые экипажи проводили ночь перед стартом не здесь, а в "домиках" на пл. №2 и только потом космонавты стали отправляться из ЦПК на старт на автобусе. Причём сейчас после приземления космонавты сюда уже не возвращаются, а прежде возвращались. Так что Гагарин здесь наверное и не был….
Хотя нет ! Дерево-то он посадил ! Нас ведут к "аллее космонавтов". Мы проходим бассейн (который сейчас на ремонте), площадку с мангалом
Изображение
(говорят что, шашлык - это ещё один ритуал у космонавтов), идём мимо большого фонтана
Изображение
(каково, А ? в пустыне у них там бассейн и фонтан !!! ) и подходим к посаженым деревьям….
Изображение
Вот здесь можно в прямом смысле этого слова прикоснуться к истории нашей пилотируемой космонавтики !
И здесь-же, Леонид рассказывает нам и о трагических её (истории) моментах. Потому что перед нами деревья, посаженые перед стартом Комаровым, Волковым, Пацаевым, Добровольским.
Космический корабль, на котором отправился в полёт Владимир Комаров имел индекс "Союз-1" (Гагарин и предыдущие космонавты летали на кораблях серии "Восток" и "Восход", без индекса "1"). С тех пор цифра "1" считается у космонавтов несчастливой. Удивительно, но именно на космическом корабле "Союз-11" отправили в космос экипаж Волков-Пацаев-Добровольский. Я потом прочитал, что написано "в официальных источниках" об этом полёте (например вот здесь http://www.darkgrot....i-/article/2459 ). Из прочитанного следует, что подготовка к полёту проходила в штатном режиме, а замена экипажа была по медицинским показаниям. Леонид рассказывал нам, что это был первый в мире полёт в космос экипажа из трёх человек. Нужно было это осуществить именно сейчас и именно в СССР по идейно-политическим соображениям. Космический аппарат был не готов к размещению в нём трёх человек. Потому из него удалили часть аппаратуры обеспечения жизнедеятельности экипажа (в частности герметичные скафандры). В статье по ссылке пишут, что и прежде скафандры были негерметичные, "и ничего", но нам говорили иначе. По меньшей мере известно, что скафандр, в котором летал Гагарин мог защищать человека 5 часов после разгерметизации космического корабля. И уж точно, что после аварии с "Союз-11" все экипажи летали в нормальных, герметичных скафандрах. (Кстати, обращали ли вы внимание на "чемоданчики", которые несут с собой космонавты перед посадкой в космический корабль ? Я вот был уверен, что в этом чемоданчике - особо ценные личные вещи :) Оказывается, это система кондиционирования (обогрева и охлаждения) скафандра ! И весит такой "чемоданчик" как автомобильная аккумуляторная батарея ! Т.е. таскать его довольно тяжело.)
И про замену экипажа : не помню что нам говорил Леонид о причине замены, но то, что вероятность успешного исхода полёта была минимальна было ясно всем и сразу. Но отказаться от полёта они не могли. Или основной экипаж отказался и потому полетели дублёры…. Не знаю…. :(
В-общем, многое здесь, на Байконуре, выглядит немного иначе, чем виделось нам из Москвы. И как оно было на самом деле - по-прежнему многое так осталось недосказаным…..
С наилучшими пожеланиями,


Водители полноприводных автомобилей, оборудованных колёсами размером более 31'' могут отступать от требований законов физики в случае крайней необходимости.

#47 Пользователь офлайн   Dmitry Taran 

  • Организатор
  • PipPipPip
  • Перейти к галерее
  • Группа: ORG
  • Сообщений: 1 098
  • Регистрация: 15 Февраль 11

Отправлено 24 Май 2011 - 15:38

Ещё одна достопримечательность Байконура - паровозик "Космотранс".
Изображение
Причём это совсем не прикол какой-то, а реалии жизни !
Как вы думаете попадают на работу/службу в позиционный район люди, живущие в городе Байконуре ? Это хорошо было Леониду первое время - он жил в казарме вместе со своими бойцами-строителями. А остальным приходилось добираться 50…70км. до своих площадок ежедневно. и ездили они на Байконуровских "мотовозах". Здесь это такая-же достопримечательность как гондолы в Венеции и рикши во Вьетнаме. Это основной и единственный вид пассажирского транспорта. Я впервые увидел железнодорожные вагоны, не относящиеся к РЖД.
Изображение
Как у нас трамвай или метро, так у них - "мотовозы". название "мотовоз" пошло от тепловозов МТВ (или МТЗ) - такие буквы у них были написаны спереди. Раньше доставкой людей на площадки занимались военные. Сейчас это ГУП "Космотранс". Таким образом большинство населения города утром приходит на станцию и рассаживается по составам, которые доставят их на нужные им площадки в позиционном районе.
Изображение
Есть станции "Городская", "Московская", "Восточная"….
В составе - три-четыре "купейных" вагона. Ехать - полтора-два часа. Как говорят, пропускного режима нет. Можно сесть в вагон и попасть в позиционный район без проблем. Практически на любую площадку. Но что делать дальше - не понятно. Вернее непонятно нам, т.к. мы ещё незнакомы с режимом охраны позиционного района.
Казалось-бы, вот он космодром ! Степь большая ! Везде видны отворотки с асфальта и набитые колеи от тяжёлой техники. Не верится, что 200км. в диаметре обнесены колючей проволокой и охраняется. Но все, с кем мы общаемся с уверенность заявляют, что даже и не пытайтесь ! :D Появятся как из под земли ! Непонятно откуда они узнают….
Мы разговаривали с разными людьми - от начальника по охране и режиму позиционного района до рядового сотрудника службы охраны. Полигон действительно охраняют ! И охраняют очень рьяно и ревностно ! Даже сейчас, с уходом военных, ещё круче, чем тогда. Почему ? Да потому, что раньше охраняли солдаты. Что может случиться солдату если солдат что-то "про…. охраняет". Как говорится "дальше Тюра-Тама не пошлют". Да и охраняет солдат, как говорится "от забора и до обеда". А после обеда солдату уже пох. Сейчас в охране работают вольнонаёмные люди. И причём это для них основной, для большинства единственный и для многих единственно возможный источник зарабатывания денег. Всмысле работы-то особо немного в городе ! Особенно для людей пред и около пенсионного возраста. Потому охранники СТАРАЮТСЯ ! Ловят нарушителей. Пока мы стояли у КПП на въезде в Байконур, видели несколько раз пролетающий вертолёт. Говорят, есть и беспилотные аппараты с видеокамерами. Контролируют, конечно, не всю территорию позиционного района. От кого охраняют ? В-основном от казахов-металлистов, охотников за цветными металлами, коих в недрах полигона предостаточно.
Но и казахи ведут себя отчаянно ! Прорываются на Уралах и Камазах через кордоны, едут с простреленными колёсами и радиаторами….. А есть и более хитрые ! Подкапывают силовой кабель (силовой кабель - это до 5кг. меди в метре, 1кг. меди - 150 тенге, бутылка водки около 300 тенге), просовывают под кабель железную бочку 200л, к бочке привязывают верблюда и отправляют верблюда пастись. Верблюд идёт, бочку дёргает, кабель из песка вытаскивает. Потом приехал быстренько, кабель рубанул, в машину закинул и ходу ! Копать-то кабель долго. Если застигнет за этим занятием патруль - тюрьма. А верблюду-то ничего не предъявишь ! Отвязывают и отпускают….
Бывало, говорят, пуск приходилось проводить по резервному питанию, т.к. основное казахи выкопали и унесли….
С наилучшими пожеланиями,


Водители полноприводных автомобилей, оборудованных колёсами размером более 31'' могут отступать от требований законов физики в случае крайней необходимости.

#48 Пользователь офлайн   Dmitry Taran 

  • Организатор
  • PipPipPip
  • Перейти к галерее
  • Группа: ORG
  • Сообщений: 1 098
  • Регистрация: 15 Февраль 11

Отправлено 03 Июнь 2011 - 09:51

На сегодня назначено наше посещение "позиционного района" – так здесь называют территорию космодрома "Байконур".
Наш визит согласован с охраной позиционного района. Чётко прописано, какие площадки нам разрешены к посещению и осмотру. С нами едет сопровождающий – представитель Роскосмоса - дама околопенсионного (по военным меркам) возраста.
Никакие пропускные документы нам не выдают. Все бумаги у дамы. Она – наш "пропуск".
Про нас и нашу поездку уже все знают и уже ждут нас на КПП "Московсккий" (кажется так называется центральное кпп позиционного района). Ждут, и на всякий случай боятся (ну или, скажем так, опасаются :) ).
Дело в том, что вообще-то пропуска на проезд в позиционный район на авто "туристам" не выдают. Потому Николаич сильно озаботился нашим желанием попасть в позиционный район на автомобилях. Мы начали возмущаться, что мы вовсе не туристы ! Мы - военно-исторический автопробег, посвящённый юбилею покорения космоса ! На что Николаич спокойно возразил, что у нас, кроме тех кто в позиционном районе работает, есть три вида посетителей : проверяющая комиссия из Москвы, президент РФ и туристы. Президента среди вас нет, на проверяющую комиссию вы не тянете, значит туристы ! Но раз пропуска на ваши машины в Роскосмосе подписаны - деваться некуда, пропустят. Но для этого придётся побегать….
Как, мы привыкли, должен выглядеть пропуск ? Это некая бумага с подписью и печатью, из которой следует, что нас надо пропустить.
Но здесь всё не так просто ! Охраннику на КПП, чтобы нас пропустить, нужно получить распоряжение от своего непосредственного начальника. По предъявлению бумаги, какой бы важной она нам не казалась, он нас не пропустит ! А что значит "получить распоряжение" ? Подъезжаем мы с бумагой, охранник берёт нашу бумагу и идёт докладывать своему начальнику (по телефону или радиостанции). То есть, начальник должен оказаться на своём рабочем месте (это раз!), он должен быть в курсе нашего визита (это два!), и он теперь несёт ответственность за наше нахождение на вверенной ему территории (это три!). Вот сколько всего должно совпасть, чтобы нас сейчас на КПП пропустили поглазеть откуда запускают ракеты в космос ! И надо понимать, что "всё совпало" не само собой, а благодаря усилиям Николаича (нашей "принимающей стороны").
Наш караван из пяти машин (четыре наших вездехода и машина с сопровождающим нас представителем Роскосмоса) останавливается у ворот КПП. Пока дежурный докладывает о нашем приезде, нас с любопытством и опаской рассматривают служащие на КПП ибо подозревают в нас начальство с проверкой (т.к. президента среди нас нет, а туристов на машинах туда не пускают :) ). Даже приехавшая за нами белая Волга, пассажир которой показал через тонированое стекло (тонированые стёкла в Казахстане категорически запрещены правилами местного дорожного движения и отсутствуют здесь даже на представительских "членовозах") "красную корочку" опасается нас объезжать и пытается пропустить. Но вот сотрудник в серой милицейской форме отодвигает "противотанковые ежи" (позиционный район находится под охраной ФСБ РФ) и мы попадаем на территорию космодрома.
Именно в позиционном районе размещены все инженерные сооружения, которые участвуют в запуске ракет в космос. Каждое сооружение располагается на "площадке" – так военные называют выделеную и обособленную территорию.
Действующие и законсервированые площадки обнесены периметром и находятся под охраной. Брошеные (недействующие площадки) никем не охраняются и, в-принципе, доступны к посещению, если бы не два НО. Первое – это наш сопровождающий из Роскосмоса. Второе "НО" – охрана позиционного района, которая Роскосмосу не подчиняется. Становится понятно, что "договориться" не получится.....
Потому, согласно установленому регламенту, наш путь лежит на до сих пор действующую и основную нашу пусковую площадку №1.
Мы проезжаем мимо МИКа первой площадки, где готовили к старту и ракету с первым спутником, и с первым космонавтом. Проезжаем кислородно-азотный завод (сначала сжиженный газ доставляли на Байконур по железной дороге, в термостатических цистернах, но потери при транспортировке составляли до 40% и очень быстро было принято решение строить здесь производство для выработки сжиженных газов, использующихся для наддува баков ракет и как компонент ракетного топлива). Вдалеке остаётся корпус, где до сих пор стоят два невостребованных "Бурана"
Изображение
(это кроме того, летавшего, на который упала крыша несколько лет назад). Виден стенд динамических испытаний "Энергии". Всё это мы проезжаем мимо, т.к. в списке площадок, разрешённых нам к посещению эти объекты не значатся.....
Площадка №1 после ухода военных была передана в управление ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры».
Изображение
Нас встречает на КПП сотрудник охранного предприятия, с которым у ФГУП ЦЭНКИ заключён договор на охрану объекта. Он не относится никоим боком к ФСБ РФ и то, что нас только что пропустили через КПП позиционного района его нисколько не волнует ! Надо сказать, что это, в-общем, логично. И мы опять ждём, пока кто-то куда-то позвонит, и откуда-то к нам приедет сопровождающий, который скомандует охраннику на КПП нас пропустить. И опять многое должно совпасть в нужном месте и в нужное время, чтобы нас пропустили. Спасибо Николаичу, всё "совпадает" :) Заезжаем мы через "технический въёзд" на пл.№1.
Изображение
Космонавтов автобус привозит к другому КПП, а мы попадаем в "техзону". Отсюда до "зоны старта" - ещё одно КПП. Хорошо, что с нами уже "сопровождающий по пл.№1", зам.по режиму Сергей (без погон, конечно, но заметно, что не ниже капитана, а может и выше…). И вот мы оставляем наши автомобили в "техзоне" и вместе с Сергеем идём к тому самому месту, откуда впервые в мире ракета улетела в космос. Если смотреть под ноги и по сторонам, то всё совершенно обыденно. Под ногами пыльный асфальт, сбоку мужики с лопатами бетонируют водосток у обочины, рядом с ними стоит трактор Беларусь с ковшом, под навесом в кустах курилка….. А если поднять глаза - прямо перед тобой стартовый стол с кабель-мачтами. Тот самый, на который писал Сергей Павлович Королёв перед запуском первой своей ракеты Р-7.
Изображение
Собссно мы уже видели стартовый стол РН Союз, когда посещали с дружественным визитом в прошлом году космодром в Плесецке. Но здесь как-то всё сделано с размахом ! С запасом ! Добротно ! Когда строился старт, то Королёв просил построить так, чтобы он выдержал хотя-бы двадцать пусков. Как поведёт себя конструкция при пуске тогда не знали, потому строители постарались на совесть. Сейчас отсюда запущено более 400 ракет. По традиции, принятой у ракетчиков, каждый год работы (службы) стартового стола отмечается звёздочкой, а в центре звёздочки - количество пусков за год.
Изображение
За почти 60 лет ракета-носитель многократно дорабатывалась и модернизировалась. Но неизменным всегда оставался диаметр ракеты, т.к. основа стартового стола осталась неизменной с тех пор. И неизменной осталась воистину гениальная система подвеса и удержания РН на стартовом столе.
Изображение
Гениальна эта система своей простотой и надёжностью! У наших заокеанских коллег-соперников системой удержания РН при старте и заведуют компьютеры, которые следят за установлеными на мачтах и на РН датчиками. У нас-же, благодаря системе сбалансированых противовесов, удерживающие фермы отходят сами собой при появлении тяги в ракетных двигателях и как-бы "отпускают" РН, как только она начинает подъём !
Ракета-носитель доставляется из Монтажно-испытательного комплекса на стартовую площадку уложенной на "установщик". Вот как-раз проверяют его работоспособность.
Изображение
Установщик поднимает РН, подводятся опоры с балансирами и РН под собственным весом удерживается на опорах. Дальше начинается процесс заправки.
РН "Союз" по сути своей являются "королёвской" разработкой. Это "экологически чистый" РН, использующий в качестве ракетного топлива керосин и кислород.
Потому, те, кто говорят о загрязнении территории полигона и чуть-ли не экологической катастрофе - мягко говоря лукавят. В прежние времена в случае повреждения строений или гибели домашних животных от упавших деталей отработавших ступеней РН местные жители получали солидные компенсации. Если кто находил в степи куски ракет после запуска, то тащил себе на пастбище, резал скот и требовал денег на восстановление хозяйства. Сейчас перед запуском работники космодрома облетают на вертолётах пастбища в районе предполагаемого падения частей РН, предупреждают под роспись пастухов и требуют увести скот из опасных районов. Кто не увёл - сам виноват ! Никакой компенсации не получит ! Говорят, что на компенсации уходило столько денег, что использование вертолёта окупается :) А вот про "заражение местности компонентами ракетного топлива" и тем более "радиацией" - это выдумки.
Так что в поцессе заправки РН "Союз" на стартовой площадке - экллогически чистая атмосфера ! Но вот при заправке баков сжиженным, охлаждённым кислородом по причине охлаждения элементов конструкции длина РН уменьшается на 10…20см. (вернее, не сама НР конечно, а баки с кислородом). Поэтому, чтобы не порвало конструкцию РН, топливные трубки имеют гофрированные компенсаторы, способные растягиваться и сжиматься…. Заправляют РН около пяти часов - четыре "морковки" (названые так за характерную форму) первой ступени, вторую ступень, и разгонный блок для вывода спутников или двигатели САС (при пилотируемом полёте). очень трудоёмкий процесс !
Кстати, как выглядят фермы стартовой площадки все более-менее видели.
А что находится внизу, там, куда направлены сопла двигателей РН не показано даже на макете стартового стола, установленного в музее Байконура !
Вот как выглядит пространство, куда "опускают" НР при установке на заправку.
Изображение
После заправки вся эта конструкция складывается, как раскладной стаканчик, и "уезжает" внутрь стартового стола.
Так что растиражированный на весь мир внешний вид старта на площадке №1 - это только вершина айсберга !
Посмотрите, как ничтожно выглядят огромные фермы и кабель-мачты если смотреть на стартовый стол со стороны газохода !
Изображение
А до 1953 года здесь была ровная как стол степь. Это в Плесецке при строительстве стартов стараются использовать рельеф местности и ставят стартовые столы на склонах (или даже на крутом берегу протекающей там речки). А тут, представляете сколько пришлось песка вынуть военным строителям ? А потом сколько положить бетона ?
Говорят, при строительстве системы ПВО С-25 вокруг Москвы было истрачено столько-же бетона, сколько тратило всё народное хозяйство страны, пока строились "кольца". Интересно, здесь бетона ушло больше или меньше ?
Пока мы смотрим по сторонам, приходят монтажники и начинают готовить стартовую площадку №1 к следующему пуску. Рабочие одеты в синие комбинезоны со страховочными поясами, каски и переговорные устройства "хендс-фри". Так что все разговоры транслируются на внешние громкоговорители : "Монтажник поста №1 занял рабочее место, к работе готов…". Все слышат кто что делает и чем занимается.
А мы на пути к площадке, где стоят наши машины, заворачиваем на командный пункт откуда ведётся управление пуском РН до момента отхода кабель-мачты.
Изображение
Командный пункт находится на расстоянии около 200м. от стартового стола.
Считается, что в случае аварии при пуске КП выдержит взрыв, пожар и падение частей РН и защитит находящихся там людей. В КП на стартовой площадке находится "стреляющий", который находится там неотлучно в течении нескольких часов при подготовке РН к старту, наблюдает за процессом подготовки и нажимает кнопку пуска. В его власти не нажимать кнопку "Пуск", если он заметит, что с установленной на старте ракетой "что-то не так". А остальной народ (и члены комиссии, и "туристы"), наблюдающий за запуском, находится на "смотровой площадке" на расстоянии нескольких километров….. Допускается устанавливать на штатив фото-видеоаппаратуру и снимать запуск дистанционно, но находиться на стартовой площадке в момент запуска нельзя. Здесь конечно перестраховываются. В середине газохода, по которому отводится пламя от работающих при пуске двигателей, немецкие кинооператоры попросили разрешения закрепить фотоплёнку, чтобы она обгорела и стала замечательным сувениром. Плёнка даже не оплавилась. Но про трагедию с участием маршала Неделина здесь все помнят….
Мы покидаем самое интересное (на мой взгляд) с исторической точки зрения сооружение на Байконуре, прощаемся с гостеприимными служащими и отправляемся к следующему, запланированному для нашего посещения месту……
Изображение
С наилучшими пожеланиями,


Водители полноприводных автомобилей, оборудованных колёсами размером более 31'' могут отступать от требований законов физики в случае крайней необходимости.

#49 Пользователь офлайн   Dmitry Taran 

  • Организатор
  • PipPipPip
  • Перейти к галерее
  • Группа: ORG
  • Сообщений: 1 098
  • Регистрация: 15 Февраль 11

Отправлено 06 Июнь 2011 - 11:03

Когда мы планировали свою поездку на Байконур, то думали, что бы мы хотели здесь посмотреть. Прежде всего нас интересовала история создания ракетного оружия. При этом мы прикидывали, что, наверное, есть особо охраняемые (хотя уже и не секретные) действующие объекты, посетить которые, конечно, хотелось бы, но пустят-ли…..
А вот здесь оказалось, что легче получить разрешение на посещение действующего объекта, чем договориться, чтобы пустили поглазеть на взорванные шахты.
Так что сейчас мы едем на Монтажно-Испытательный Комплекс, где собирают головные части для РН "Союз".
Изображение
Перед въездом на территорию МИКа - парадный монумент и свежепостроеное здание КПП, с новенькими воротами и периметром.
Изображение
За периметром - нарядное здание, МИКа. Наши сопровождающие отправляются на КПП с ворохом документов, а мы ждём, когда все вопросы решатся и нас пропустят. Около получаса уходит на ожидание представителя МИКа, который будет сопровождать нас по площадке. Теперь у нас есть гид-сопровождающий по городу Байконур (от принимающей стороны), сопровождающий от Роскосмоса по позиционному району и сопровождающий представитель площадки МИКа. в таком соповождении мы проезжаем через ворота КПП и паркуемся перед входом в здание.
Изображение
Людей и машин на территории не видно (те, что на фото - это вся наша компания). На входе нас пропускают через турникет с "вертушкой" и мы попадаем внутрь.
Холл МИКа напоминает толи областной дом культуры, толи райком партии - что-то из конца 80-хх - начала 90-хх. Вместо партийной наглядной агитации - витрина с образцами "выпускаемой продукции".
Изображение
Здесь, на территории Космического Испытательного Центра имени С.П. Королёва собирают и подготавливают к полёту то, что предстоит вывести на орбиту ракете-носителю. Мы идём по блестящему от чистоты коридору и входим в огромный зал, где идут работы по подготовке к предстоящему запуску.
Изображение
Вот корпус головной части ракеты, в который будут упакованы спутники.
Изображение
А вот - обшивка для пилотируемого спускаемого аппарата без установленной Системы Аварийного Спасения.
Изображение
Напротив стоят кресла (как в кинотеатре) и стол - здесь проходит предстартовая тренировка космонавтов по посадке в спускаемый аппарат. Вдалеке (действительно вдалеке - площадь МИКа как футбольное поле !) стоят фермы для работы с ветрикально установленными головными частями.
Изображение
Посередине - небольшая, размером с автомобильный "кунг", стерильная камера.
Изображение
А вот отсюда вывозят готовое "изделие"
Изображение
Следом за нами движется дама со шваброй. Влажная уборка несколько раз в день. Это в добавление к подготовке воздуха ("подготовка" - это не только охлаждение, но ещё и очистка от песка и поддержание заданной влажности).
Пока мы не успели разбрестить по залу МИКа сопровождающий собирает нас и ведёт дальше, в конференц-зал где проходят рабочие встречи представителей заказчика и госкомиссии с космонавтами. Подобный зал мы уже видели в Центре Подготовки Космонавтов, но там проходит встреча экипажей с журналистами. Здесь тоже присутствует комната "за стеклом". Туда нас уже не пускают.
- Почему ?
- Это уже не моё ведомство, - объясняет сопровождающий. - Я там не командую…..
Мы благодарим доброжелательного сопровождающего, служившего здесь ещё при военных (офицером по режиму) и движемся дальше…..
С наилучшими пожеланиями,


Водители полноприводных автомобилей, оборудованных колёсами размером более 31'' могут отступать от требований законов физики в случае крайней необходимости.

#50 Пользователь офлайн   Dmitry Taran 

  • Организатор
  • PipPipPip
  • Перейти к галерее
  • Группа: ORG
  • Сообщений: 1 098
  • Регистрация: 15 Февраль 11

Отправлено 06 Июнь 2011 - 11:08

Дальше у нас по плану МИК, где собирают ракеты-носители "Союз".
Опять ожидание у аккуратного КПП и мы въезжаем на территорию одного из самых старых монтажно-испытательных корпусов Байконура. Старше только МИК на 2-й площадке (но он уже недействующий). Территория МИКа ужасно напиминает по архитектуре подмосковные НИИ и "ящики". С трудом мы находим свободное место на парковке и заходим внутрь. Внутри очень многолюдно (не в пример МИКу на 210-й площадке). Туда-сюда снуют тётеньки с пирожками в полиэтиленовых пакетиках, и дяденьки в халатах поверх клетчатых рубах с джинсами. Не знаю, застали вы или уже нет, но именно так выглядели изнутри наши "почтовые ящики", работавшие по секретным военным заказам в начале 90-хх. Тут время с тех пор как-бы остановилось…..
Встречает нас зам. руководителя МИКа - симпатичный мужчина в добротном костюме, явно не кадровый военный. Работает он здесь очень давно, "с самого начала" и рассказ о МИКе начинает с ракеты Н-1, которую готовили для "лунной программы". Я прежде слышал про удивительную "царь-ракету", самую большую ракету в мире, построенную в СССР в конце 60-х гг . У нас к тому времени уже был самый большой в мире "царь-колокол", который ни разу не звонил, "царь-пушка", которая ни разу не стреляла, а в 1969-м году у нас появилась и "царь-ракета" (которая, как в последствии выяснилось, тоже никуда не полетела). Но тогда об этом ещё не знали и для строительства "царь-ракеты" возводили огромный монтажно-испытательный комплекс (т.к. в существовавший МИК на 2-й площадке Н-1 не помещалась). Длина ракеты составляла 105 метров (длина РН Союз - в два раза меньше), диаметр - 17 метров. Такие большие детали нельзя было перевезти на Байконур по железной дороге, т.к. они не поместились бы в вагоны. Поэтому сюда привозили заготовки и из них в МИКе стоили "царь-ракету". В случае с Р-7 с завода приходили готовые блоки, которые нужно было только соединить между собой, а для Н-1 было создано настоящее производство со сваркой, металлообработкой, дефектовкой….
Изображение
Есть мнение, что проект Н-1 был, так-сказать, не совсем верным. При работах над этим проектом обострились разногласия Королёва со строителями двигателей ракет. Уже тогда предлагалось работать над новыми, "мощными" двигателями, работающими на других видах топлива. Но Королёв требовал использовать уже готовые, проверенные на Р-7 кислородно-керосиновые двигатели. Но чтобы полезный вес ракеты-носителя поднять до требуемых 75 тонн понадобилось установить в первой ступени ТРИДЦАТЬ таких двигателей. Добиться синхронной работы всех двигателей так и не удалось….
А построенный под "лунную программу" МИК простоял десятки лет законсервированным и таки дождался своего часа ! РН "Энергия" было решено строить здесь.
Здесь тоже всё было непросто. Детали РН "Энергия" тоже были огромные и транспортировать их стандартными способами было нельзя. Использовали нестандартные.
Изображение
Кроме того, в качестве топлива впервые планировалось использовать водород, который обладал свойством диффузии через стенки металлических баков. Покрывали баки слоем искусственно состаренного (т.е. окислившегося) алюминия. В-общем производственная база, оставшаяся от Н-1 пригодилась.
До сих пор не знают что делать с наследством, доставшимся ему от военных. По программе "Энергия" планировалось осуществлять запуски ежемесячно. Было заготовлено шесть комплектов для сборки ракет-носителей, два "планера" "Буран" до сих пор стоят и пылятся в корпусе с заваренными воротами около стенда динамических испытаний. Вот только крыша МИКа, построенного 30 лет назад не выдержала и похоронила под собой единственный слетавший в космос "Буран". Мы сейчас стоим в "новом" корпусе МИКа, а за стенкой - полуразрушенный "старый" корпус.
А новый корпус МИКа впечатляет своей чистотой ещё больше ! Потому, что размеры его больше В РАЗЫ, а чистота - такая-же ! Идеальная !
Изображение
Прямо перед нами работники МИКа выгружают из железнодорожного вагона какую-то ценную железяку, укрытую брезентом. Выгрузили, аккуратно поставили в углу, загородили секциями, как на футбольном матче ставят перед входом в стадион и деловито разошлись.
У них тут даже вагоны стерильно чистые.
Изображение
По МИКу проложены железнодорожные пути, ездят погрузчики, но нигде нет ни пятен масла, ни пыли…..
А вот это - ракета-носитель "Союз", которая успешно стартовала через неделю после нашего отъезда.
Изображение
А эти блоки - следующий РН, который уже привезли, но ещё не начали собирать.
Изображение
- И всё это настоящее ? Не макеты ?, - спрашиваю.
- Обижаете…., - улыбается наш сопровождающий. - Стоял у нас тут РН старого образца, на котором отрабатывали технологию подготовки и сборки. Не знали куда его деть. Сейчас стоит на улице в Байконуре в виде памятника. И то это был настоящий РН, не макет. Если заправить - полетит !
Изображение
Мы прощаемся с нашим сопровождающим,
Изображение
и отправляемся осматривать ещё одну достопримечательность пл. 210 - "кузнечика".
Так называют транспортно-установочные механизмы, на которых Буран-Энергию везли на стартовую площадку и устанавливали на стартовый стол.
Изображение
Это устройство с установленной на него ракетой тащили синхронно два тепловоза по двум параллельным, на расстоянии 70м. друг от друга, железнодорожным путям.
Эти-же самые "кузнечики" (прозванные так за схожесть с лапами насекомых в сложенном состоянии) везли ещё Н-1. Если приглядеться, то хорошо видно, что пришлось переделать под РН "Энергия" - это покрашено в жёлтый цвет. Изображение
Во времена Н-1 установщики были серыми.
Если вы сможете представить себе истинный масштаб этих механизмов (обратите внимание не только на стоящие рядом наши автомобили, а и на размер и количество колёс - это стандартные железнодорожные колёсные пары !),
Изображение
то, наверное, поймёте всю замечательность этих конструкций. Их здесь по-преждему две (как и стартовых площадок под "Энергию").
Сопровождаюшие нас сотрудники Роскосмоса и Энергии ни на шаг не отходят от нас, пока мы осматриваем "кузнечиков". Поэтому мы даже не предпринимаем попыток осмотреть стоящий под обломками крыши "Буран". В тридцати метрах от нас ! Вот здесь :
Изображение
Обидно… :( Но ничего не поделаешь. В списке разрешённых к посещению объектов в нашем пропуске Буран не значится.
С наилучшими пожеланиями,


Водители полноприводных автомобилей, оборудованных колёсами размером более 31'' могут отступать от требований законов физики в случае крайней необходимости.

#51 Пользователь офлайн   Dmitry Taran 

  • Организатор
  • PipPipPip
  • Перейти к галерее
  • Группа: ORG
  • Сообщений: 1 098
  • Регистрация: 15 Февраль 11

Отправлено 07 Июнь 2011 - 13:27

Едем дальше…..
На площадку № 250 УКСС "Энергия".
По проект Энергия было построено две стартовые площадки - 110-я и 250-я.
110-я - это перестроенная стартовая площадка, оставшаяся после закрытия "лунной программы" с Н-1. С неё как-раз и пускали все РН "Энергия". С неё уходил и "Буран".
Так как стартовому комплексу 110-й площадки довелось поработать на благо Родины, то техническое состояние оставшегося там оборудования после десяти лет бездействия - аварийное. Элементы заправочной фермы постепенно разрушаются, отваливаются и падают вниз железяки, ферма обслуживания того и гляди рухнет. Это - со слов руководства позиционного района, которое запретило посещение 110-й площадки (хотя она и значилась у нас в списке из Роскосмоса) по соображениям безопасности.
250-я площадка - "точно такая-же". В кавычках, т.к. различия есть и весьма существенные.
Снаружи и в плане установленного там оборудования они (площадки) может быть и одинаковые. Но для Н-1 было предусмотрено три газохода для отработавших газов ракетных двигателей и располагались газоходы в виде "звезды". На той площадке, куда мы сейчас направляемся, выполнен один широкий газоход длиной около 200 метров. Может есть и другие отличия, но нам они неведомы.
В-общем, подъезжаем к КПП 250-й площадки, докладываем о нашем прибытии и ожидаем прибытия сопровождающего, который даст команду охране КПП пропустить нас внутрь.
Изображение
Площадка давно (точнее даже сказать НИ РАЗУ) недействующая. КПП полуразрушенный, периметр весьма условный. В планах - передача этой площадки в совместную с Казахстаном эксплуатацию для строительства пускового комплекса под РН "Ангара". Потому здесь охрана и не смотря на запустение - всё "по настоящему". Мы едем по территории 250-й площадки….. Вдоль дороги - остатки былого могущества конструкций стартовой площадки РН "Энегрия". На сотни метров вдоль дороги идут трубопроводы, заглубленые потерны, контуры подземных бункеров с торчащими вентшахтами. Идея была построить максимально автоматизированный стартовый комплекс. Чтобы подготовка и заправка РН на стартовом столе происходила быстро и с минимальным участием человека. При заправке РН "Союз" требуется подключать шланги к каждому баку каждой ступени вручную, контролировать заправку и потом отключать (тоже вручную). Это - на пол-дня работы боевому расчету. В Энергии решили сделать по-другому. Из МИКа ракета-носитель подаётся на стартовый стол с закреплённой "заправочной плитой". На стартовом столе установлена ответная часть. То-есть сразу после установки РН можно начинать заправку, управляя этим процессом через систему клапанов. Эти клапана и трубопроводы и установлены в большом количестве на заправочном комплексе.
Изображение
Изображение
Сначала баки продувают азотом, потом "термостатируют" (плавно понижают температуру до уровня температуры компонентов ракетного топлива), потом опять продувают, потом - заправка.
Ветер на верхних уровнях такой, что удерживает "тело" и не даёт упасть.
Изображение
Начинается песчаная буря. Солнца уже не видно и глаза хочется закрыть, чтобы в них не попадал летящий со всех сторон песок. И при этом семидесятиметровая ферма СТОИТ И НЕ ШЕЛОХНЁТСЯ ! И это понятно ! Вот идут трубопроводы от криогенной площадки и от хранилищ с топливом.
Изображение
Изображение
Изображение
Что будет с этими трубопроводами если ферма будет раскачиваться ? Потому нужно было сделать так, чтобы конструкция стояла жёстко. Так и сделали !
Рядом установлена осветительная стойка с батареей прожекторов. Она примерно такой-же высоты и стоя на самом верху заправочной фермы напротив этой "батареи" видно как она раскачивается.
Изображение
И от неё исходит такой звук, что становится жутко ! :blink: Слышали, как скрепят в лесу деревья качаясь при сильном ветре ? А теперь представьте деревья из стальных труб с ногу толщиной ! И высотой под 100 метров !
Поэтому спускаемся вниз без сожаления и идём осматривать стартовый стол.

Про старт РН Энергия нам тут рассказывали многие. Почему-то верится, что они были очевидцами тех событий, про которые рассказывают. Как поведёт себя новый тип ракеты-носителя, заправленный огромным количеством топлива, никогда прежде не использовавшегося не знал никто. Если что-то пойдёт не так, то эта штука рванёт знатно ! Насколько "знатно" - тоже никто не знал. Поэтому к моменту заправки из позиционного района эвакуировали весь личный состав, который не был задействован в подготовке к пуску. Были эвакуированы даже жители "первой линии" зданий в городе. На путях железнодорожной станции Тюра-Там дежурил санитарный поезд….
Всё прошло успешно. Стартовый стол выдержал. Огромное давление отработавших газов срывало бетонные плиты, которыми был облицован газоход, и раскидывало их как фантики. А вот такими стальными плитами выложен здесь газоход :
Изображение
Через мгновение после начала работы двигателей ракета-носитель накренилась и начала уходить не вертикально вверх, а под наклоном в несколько градусов. У всех, кто это видел, опустилось всё, что только можно. Как нам потом объяснили, если что-то пойдёт не так в первые секунды после пуска (а это самые опасные секунды), то стартовавшая ракета не уйдёт за горизонт, а упадёт здесь недалеко, в позиционном районе. Это так и было запланировано. После отрыва РН выровнялась и пошла как положено.
Но это всё было не здесь, а на "точно такой-же" 110-й площадке.
Чтобы снизить разрушительную силу отработавших газов под стартовым столом была размещена целая система сопел-рассекателей. Вот здесь на фото внизу они видны :
Изображение
Огненные газы разбивали обычной водой.
Говорят, что после опробования и испытания этой установки внизу в газоходе образовывалось целое озеро, по которому потом солдаты плавали на плотах и купались.
Сейчас здесь тоже стоит вода, но поменьше.
Изображение
Мы просим разрешения заехать на наших машинах в газоход и сфотографироваться на фоне стартового комплекса.
Изображение
Здесь, как и на старте Р-7, то, что сверху - это только вершина айсберга. Вся грандиозность сооружения видна только отсюда. И даже стоя здесь, в сотне метров от этих величественных конструкций с трудом удаётся уложить в голове их истинные масштабы !
Изображение
Изображение
Изображение
Мы осмотрели не больше 10% сооружений 250-й площадки. Но из-за сильного ветра с песком продолжать осмотр становится не то, что некомфортно, а просто опасно. До отхода последнего мотовоза в город остаётся чуть больше часа. Мы прощаемся с нашим сопровождающим и отправляемся на вторую площадку. вообще-то мы туда ехать не собирались, но время всё-равно есть. Потратить его на что-то другое уже не получится и мы едем смотреть Музей Космодрома Байконур.
С наилучшими пожеланиями,


Водители полноприводных автомобилей, оборудованных колёсами размером более 31'' могут отступать от требований законов физики в случае крайней необходимости.

#52 Пользователь офлайн   Dmitry Taran 

  • Организатор
  • PipPipPip
  • Перейти к галерее
  • Группа: ORG
  • Сообщений: 1 098
  • Регистрация: 15 Февраль 11

Отправлено 08 Июнь 2011 - 12:37

Музей Байконура, расположенный в городе, скорее посвящён строительству космодрома.
А здесь собраны экспонаты, посвящённые освоению космоса.
Мне было интересно увидеть здесь никогда прежде не виденные пульты управления подготовкой и запуском РН,
Изображение
Изображение
а так-же пульты управления, установленные в спускаемых аппаратах.
Очень забавно выглядела система навигации в "до-ЖПСную эру" :)
Интересны были и макеты ракетных шахт Р-9 и Р-16, которые нам так и не удалось посмотреть…….

Несколько фото из музея :
Изображение

вокруг позиционного района стояло несколько позиций ПВО
Изображение

это "кабина Бурана"
Изображение
но кмк "новодел", сделано всё специально для "туристов", ненастоящее :(

а вот это настоящий стартовый стол Р-9
Изображение
....

Кратко итог нашей поездки на Байконур можно охарактеризовать словами :
То, что планировали посмотреть - не увидели. Но то, что увидели - даже и не рассчитывали посмотреть !
Остались "за кадром" те страницы истории космодрома, которые связаны с созданием ракетного оружия в СССР. Зато по-другому пришло понимание истинного подвига советского народа в освоении космоса. За этими красивыми фразами, которые мы часто видели на парадных открытках, скрывается большой труд реальных живых людей, которые просто делали здесь свою работу и не рассчитывали на награды.
В-общем, как часто и бывает после наших поездок - есть повод вернуться !
Много поводов :)

Я выражаю огромную благодарность ветеранам Байконура - Ярославу Викторовичу Нечёсе и Вадиму Элеславовичу Шаталову, оказавшим неоценимую помощь в организации нашего автопробега, посвящённого 50-летию полёта человека в космос.
Без них никуда бы мы не попали !
Я благодарю нашего сопровождающего по городу и позиционному району Леонида Сапарова, человека, строившего 110-ю площадку и влюблённого в это суровое место.
Спасибо Валерию Николаевичу Константинову и его компании "ТурСервис" - нашей "принимающей стороне".

Спасибо всем участникам за участие, сплочённость и единство интересов !
А Михе - особое отдельное спасибо за плов :)
С наилучшими пожеланиями,


Водители полноприводных автомобилей, оборудованных колёсами размером более 31'' могут отступать от требований законов физики в случае крайней необходимости.

#53 Пользователь офлайн   Михалыч 

  • Свой человек
  • PipPipPip
  • Перейти к галерее
  • Группа: Гептильщик
  • Сообщений: 615
  • Регистрация: 15 Февраль 11
  • ГородВосток МО

Отправлено 08 Июнь 2011 - 14:01

Димка супер отчет!Вот ты умеешь рассказывать,а я плов готовить :) Перечитывал как будто и не был там!Настолько интересно ты умеешь преподнести информацию!Спасибо тебе и всем НАМ!
А посуда вперед и вперед,по полям по болотам идет,и чайник шепнул утюгу"я больше идти не могу",.....(с)

#54 Пользователь офлайн   Dmitry Taran 

  • Организатор
  • PipPipPip
  • Перейти к галерее
  • Группа: ORG
  • Сообщений: 1 098
  • Регистрация: 15 Февраль 11

Отправлено 08 Июнь 2011 - 14:50

Спасибо, что дочитал до конца :)
Видно я не зря старался !
С наилучшими пожеланиями,


Водители полноприводных автомобилей, оборудованных колёсами размером более 31'' могут отступать от требований законов физики в случае крайней необходимости.

#55 Пользователь офлайн   SolYaris 

  • В команде
  • PipPipPip
  • Перейти к галерее
  • Группа: В команде
  • Сообщений: 447
  • Регистрация: 13 Февраль 11

Отправлено 08 Июнь 2011 - 14:58

Дима, ты реально крут! Читал с большим интересом, хоть и был там с вами )))

#56 Пользователь офлайн   Drehstab 

  • Свой человек
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 134
  • Регистрация: 16 Февраль 11
  • ГородСерпухов

Отправлено 08 Июнь 2011 - 17:44

Кратко итог нашей поездки на Байконур можно охарактеризовать словами :
То, что планировали посмотреть - не увидели. Но то, что увидели - даже и не рассчитывали посмотреть !

Наверное, вот под таким девизом и проходят самые запоминающиеся поездки.

Молодцы, мощно съездили, читать отчёт просто зАвидно... :rolleyes:
С пламенным приветом,
Антон

#57 Пользователь офлайн   Отбойник 

  • Свой человек
  • PipPipPip
  • Перейти к галерее
  • Группа: Гептильщик
  • Сообщений: 309
  • Регистрация: 17 Февраль 11

Отправлено 08 Июнь 2011 - 20:34

Прочитал на одном дыхании! Классный отчёт и интереснейшая поездка!!! Молодцы!!!

#58 Пользователь офлайн   Dmitry Taran 

  • Организатор
  • PipPipPip
  • Перейти к галерее
  • Группа: ORG
  • Сообщений: 1 098
  • Регистрация: 15 Февраль 11

Отправлено 09 Июнь 2011 - 12:38

Просмотр сообщенияDmitry Taran (08 Июнь 2011 - 12:37) писал:

......
а вот это настоящий стартовый стол Р-16
Изображение
.....


Прошу прощения, но изображённый на фото стартовый стол в самом деле принадлежит системе Р-9
Спасибо коллегам, обратившим внимание на это несоответствие.

PS Видимо стартовых столов Р-16 таки не осталось.....
С наилучшими пожеланиями,


Водители полноприводных автомобилей, оборудованных колёсами размером более 31'' могут отступать от требований законов физики в случае крайней необходимости.

#59 Пользователь офлайн   SolYaris 

  • В команде
  • PipPipPip
  • Перейти к галерее
  • Группа: В команде
  • Сообщений: 447
  • Регистрация: 13 Февраль 11

Отправлено 12 Январь 2012 - 21:55

Ну что, не прошло и года!!!!
Новогодние выходные прошли удачно ))) и я обработал таки нашу поездку и вот сейчас выложил.

Посмотреть можно ЗДЕСЬ

для затравки:

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

#60 Пользователь офлайн   SolYaris 

  • В команде
  • PipPipPip
  • Перейти к галерее
  • Группа: В команде
  • Сообщений: 447
  • Регистрация: 13 Февраль 11

Отправлено 12 Январь 2012 - 22:04

вот еще

Изображение Изображение

ИзображениеИзображение

ИзображениеИзображение

ИзображениеИзображение

Поделиться темой:


  • 4 Страниц +
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей