В самом начале эксплуатации боевых комплексов ракет стратегического назначения задумывались о скрытности их установки. Потому при проектировке системы Р-9 вместе с наземными стартами был заложен вариант размещения изделия в ШПУ. По первости это были групповые старты. в более современных системах (например УР-100) используются одиночные шахтные старты. Но при современном уровне развития аэро-космической фоторазведки и это уже не спасает от обнаружения мест размещения пусковых установок.
Вы сами можете представить себя на месте "вероятного противника" и поискать на Гугле русские пусковые шахты
Потому задача создания мобильных пусковых установок была поставлена ещё в 70-е гг при переходе от Р-9 к Р-16.
В рамках проекта "Целина" на МАЗе был создан колёсный тягач (вернее платформа) грузоподъёмностью 220 тонн.
"…Шасси было готово уже в 1981 году. Оно было по истине исполинских размеров: 32 метра длиной, почти 7 метров шириной и 3,45 метра высотой. В Японии были специально заказаны восемь шин 3180x1185-1295 пр-ва компании Бриджстоун…." (с)
Видимо, эксплуатировать такого монстра посчитали нереальным и судьба этого опытного тягача оказалась вот такая :
Это - прообраз и прародитель нынешних "тополей" !
Следующим этапом создания мобильной пусковой системы для РВСН стало переключение внимания от автомобильных дорог (количество и состояние которых у нас всегда было "не очень") к железным дорогам (с которыми было получше…..).
Конструкция "изделий" тоже не стоит на месте. Требования по массе снизились с 220 до 110 тонн. Ровно в два раза. Увеличением точности удалось решить вопрос снижения массы и размеров ракеты. За это новая ракета, предназначенная для размещения на железнодорожном носителе, получила у нашего "вероятного противника" название "скальпель". Очень точно характеризует на мой взгляд !
Созданный в начале 80-х Боевой Железнодорожный Ракетный Комплекс поражает воображение до сих пор !
Всё размещается в трёх типах вагонов : пусковой вагон с ракетой, командный вагон и дизель-генераторный вагон. В каждом "ракетном поезде" три таких секции (т.е. три пусковых установки) со своим локомотивом. В составе секции нету вагона-заправщика КРТ. "Изделие" находится в пусковом (ракетном) вагоне уже заправленным в термостатическом контейнере. Насколько мне известно, это первая "твердотопливная" ракета, вставшая на боевое дежурство. При боевой работе секции расцепляются, одна остаётся на месте, другая движется вперёд, третья - назад. Время готовности к пуску - десяток минут. "Стрелять" можно сразу после остановки, с рельсов (даже с наклонённого в повороте полотна). Интересный момент : 80% железных дорог в СССР было электрифицировано. Т.е. над рельсами висят провода под напряжением. Чтобы провода не мешали подъёму и пуску "изделия" на "ракетном вагоне" предусмотрена специальная "штанга", которая сначала замыкает накоротко токоведущие провода (вырубается ближайшая электроподстанция и обесточивается весь, обслуживающийся ею участок железной дороги), а потом "отводит" провода в сторону (иногда бывает, что обрывает провода, а не просто "отводит", иногда выворачивает вместе со столбами крепления - как получится….). Такой варварский метод используется потому, что считается, что раз дошло дело до боевого пуска, то уже не до проводов….. Но вот при пуске ракеты из контейнера (используется миномётный старт) она выходит немного под наклоном, чтобы включившиеся на высоте 20…30 метров маршевые двигатели не разнесли в клочья стоящий внизу "ракетный поезд" и ж\д полотно.
Внешний вид вагонов полностью повторяет использующиеся в народном хозяйстве СССР длинные серые вагоны-рефрижераторы. Даже находясь рядом с вагоном определить принадлежность его к БЖРК можно только по некоторым элементам конструкции. Главный из которых - увеличенное в два раза количество колёсных пар на каждый вагон. Но сверху-то это никак не видно ! Длина, ширина, цвет вагона - в точности как у рефрижератора. Определить где находится ракетный поезд силами космической фоторазведки невозможно !
По данным из открытых источников всего в СССР было 12 "ракетных поездов" (по три пусковые установки в каждом). Размещались они на трёх базах.
Одну из таких "баз" мы посетили в нашей поездке.
В составе "базы" находилось четыре железнодорожные станции : Дальняя - это место обслуживания "ракетного поезда", Лесная - там размещался УКП полка БЖРК, Василёк - "учебка" и Ромашка - жилой городок.
Решение о ликвидации БЖРК было принято в 1993г. в рамках договора СНВ-2. По этому договору с 2003 по 2007г.надлежало уничтожить все "ракетные поезда". О том, что в вооружённых силах России больше нет БЖРК было соответвующим образом доложено.
Однако, около станции Василёк, на огороженной многоуровневым периметром территории мы увидели десяток характерных серых вагонов-рефрижераторов.
Территория находится под вооружённой охраной. Но охраняют вагоны не воины. У ворот нас встретила дама средних лет. В камуфляже, но без знаков отличия - т.е. вольнонаёмная.
Вагоны здесь стоят не постоянно. Время от времени одни забирают "в командировку", в другие привозят на их место. Площадка с вагонами находится в лесу. Никакие регламентные работы здесь проводить невозможно - здесь вагоны просто стоят. И самое главное : среди стоящих за колючкой вагонов мы не увидели ни одного "ракетного".
Территория станции Дальняя, где осуществлялось регламентное обслуживание вагонов и тепловозов, полностью разграблена. Год назад, когда мы там были, в оставленных помещениях ещё стояла аппаратура, лежали документы, формуляры, лежал ЗИП в ящиках…. Сейчас вынесено всё кроме строительного мусора. Причём и мусор (гравий, асфальт, кирпич) постоянно вывозят тяжёлой техникой. Отцветмета не осталось и следа. Активно пилят чермет. Рельсы сняты. Остались только силовые конструкции ангаров. Если их спилить - ангары, куда заезжали вагоны БЖРК для обслуживания, рухнут и не останется уже совсем ничего….
Но пока что есть на что посмотреть.
Если будет возможность - напишу чуть позже по-подробнее.