Чего ещё интересного я узнал, увидел и услышал от ракетчиков, служивших здесь прежде:
1. Когда головная часть движется через атмосферу она сильно от этого нагревается. Чтобы сохранить головную часть и защитить её от перегрева американцы снижают скорость – соответственно снижается нагрев. Советские боеголовки входят в атмосферу вероятного противника на скорости в несколько раз больше ! Это сильно снижает вероятность их поражения средствами ПРО на последнем участке траектории.
А от перегрева их защищает оболочка из урана :-O
Получается, что боеголовки таки радиоактивны. Я всегда считал, что исправная и укомплектованная боеголовка не излучает…. Но, наверное это относится не ко всем нашим ракетам.
2. Это одна из первых наших ракет Р-12
Конструкция её довольно примитивна.
Корпус ракеты выполнен по авиационной технологии
(склёпан из алюминия).
А это – вершина нашего ракетостроения
Р-36 «Воевода» (по западной классификации «Сатана»)
Ракета (вернее корпус ракеты) собран из кольцевых секций. Каджая секция выполнена из цельного куска алюминия методом химического фрезерования – изнутри корпус имеет рёбра жёсткости сложной формы вокруг которых металл удалён для облегчения конструкции.
На изготовление одной ракеты требовалось около года. В 1974 году у нас было 288 таких ракет.
3. Про «миномётный старт» все слышали.
А какая конструкция позволяет вытолкнуть изделие весом в 211 тонн из шахты глубиной под 40 метров ?
Зелёная «калабаха» в центре ракеты – т.н. «генератор пороховых газов».
Так он выглядит внутри
При пуске энергия пороховых газов из этого «генератора» выталкивает ракету из контейнера в котором она установлена в ШПУ. Контейнер выполняет роль «ствола миномёта».
Ракета скользит по «стволу» на фторопластовых пластинах, собранных в четыре кольца по всей длине корпуса ракеты
Пятое кольцо закреплено на кожухе, закрывающем сопла двигательных установок.
Здесь видны резиновые уплотнения, а над ними фторопластовые пластины.
Это резиновое уплотнение сдерживает пороховые газы и выталкивает ракету из шахты.
Но это ещё не всё.
Через несколько секунд после того, как ракета покинула шахту и свой контейнер отделяется кожух, на котором крепится генератор пороховых газов и освобождает сопла маршевых двигателей.
Вот этот кожух
(внутри видны сопла двигателей)
А вот удерживающие его стяжки со сжатыми пружинами и установленными в них пиропатронами
Но и это ещё не всё !
Примерно так выглядит ШПУ

(«примерно» - потому что именнов этом ШПУ стояла немного другая ракета…)
А так выглядит ШПУ при регламентных работах
Обратите внимание на крышу ШПУ – она поднята гидроцилиндрами почти на 180 градусов. Такое поднятие занимает несколько минут.
В условиях боевого пуска крыша ШПУ открывается за несколько секунд (пороховыми газами). Это тоже более-менее всем известно. А вот что происходит потом ?
А потом крыша ШПУ опять закрывается !
И делает она это под собственным весом !
Для этого (чтобы она закрылась под собственным весом) она должна открыться не полностью (всмысле на 90 градусов), а немного под наклоном (примерно 87 градусов).
Так она и делает !
И за то время пока крыша ШПУ закрывается, у ракеты должен отстрелиться кожух, закрывающий сопла маршевых двигателей, чтобы к моменту включения у ракеты маршевых двигателей крыша ШПУ была уже закрыта и раскалённые газы работающих двигателей не попортили внутренности шахты и сохранили её (шахту) для очередного пуска
Примерно для этих-же целей «Стилет» из БЖРК стартует немного под наклоном – чтобы не сжечь работающими двигателями рельсы и стоящий внизу поезд .